Олимпиада школьников «Ломоносов» по французскому языку (2024/2025 учебный год)
Олимпиада школьников «Ломоносов» по французскому языку (2024/2025 учебный год)
1. В олимпиаде школьников «Ломоносов» по иностранному языку участвуют несколько возрастных групп:
учащиеся 5-7 классов выполняют задания уровня сложности А2+/В1,
учащиеся 8-10 классов выполняют задания уровня сложности B1/B1+,
учащиеся 11 класса работают с заданиями уровня В2/В2+.
В каждом конкурсе может присутствовать небольшой ряд вопросов повышенной сложности для выявления наиболее талантливых учащихся.
2. Структура олимпиады «Ломоносов» по иностранному языку (для всех классов).
Отборочный этап содержит несколько блоков заданий:
– «Понимание устных текстов»
– «Понимание письменных текстов»
– «Лексико-грамматический тест»
– «Творческое письмо»
Состав блоков может меняться от года к году.
В заключительном этапе также набор блоков заданий меняется каждый конкурсный сезон:
– «Понимание устных текстов»
– «Понимание письменных текстов»
– «Лексико-грамматический тест»
– «Социокультурный/страноведческий тест»
– «Творческое письмо»
При благоприятных обстоятельствах, позволяющих проводить очный заключительный этап, также может организовываться конкурс умений устной речи для победителей письменного этапа.
3. Участники олимпиады выполняют следующие задания (приблизительное содержание):
В блоках на понимание устных и письменных текстов, лексико-грамматических тестах на материале небольшого связного текста нужно
– заполнить лексические и грамматические пропуски, выбрав правильный ответ из ряда предложенных вариантов
– поиск и верификация информации по культуре, истории стран изучаемого языка, происхождении слов и тп с привлечением справочных ресурсов (словарей)
– восстановить текст, соединив части предложений
– восстановить текст, определив порядок предложений, которые даны в перемешанном виде
– восстановить текст, заполнив пропуски предложениями, которые выбираются из предложенного списка
– найти ошибки в предложениях и соотнести их с типом ошибки.
Блок «Понимание письменных текстов» содержит (в зависимости от уровня сложности и от этапа олимпиады) от одного длинного до шести коротких текстов и требует выполнения следующих заданий:
– восстановить текст, определив порядок абзацев, которые даны в перемешанном виде;
– установить истинность высказываний, сформулированных по содержанию текста;
– соотнести абзацы и предлагаемые ключевые слова;
– соотнести части текста и предлагаемые подзаголовки;
– найти в тексте запрашиваемую в вопроснике информацию (А2/А2+);
– извлечь из текста информацию, которая не сообщается прямо (А2+/В1);
– установить иерархию высказанных в тексте мыслей, отделив главное от второстепенного (В1+);
– сопоставить информацию текста с имеющимися знаниями и личным опытом, сформулировать собственное отношение к высказываемым в тексте суждениям (В2).
Блок «Социокультурный тест» предлагает для анализа материалы разнообразного формата (рисунки, рекламу, объявления, медийные тексты, отрывки из литературных произведений). Участники олимпиады должны:
– соотнести описанный персонаж с автором книги;
– соотнести информацию с персоналией;
– проанализировать объявление, опубликованное в Интернете, газете, журнале, и ответить на вопросы: кто автор объявления, к кому он обращается, что конкретно предлагает; проанализировать объявление и объяснить значения употребляемых сокращений и новых слов по контексту, обосновав свой ответ.
Блок «Творческое письмо» требует от школьников владения не только грамотной письменной речью на иностранном языке, но и адекватными предложенной ситуации дискурсивными характеристиками: кто пишет? кому он пишет? зачем или по какому случаю? какие отношения связывают отправителя и получателя сообщения? чего отправитель хочет добиться от получателя?
Школьникам предлагается выполнить следующие задания:
– написать новостную статью на основе предложенной фотографии;
– ответить на проблемный вопрос на основе прочитанного текста и сформулировать собственную позицию;
– написать эссе на предложенную тему;
– написать рассказ по картинке, серии картинок, рисунку, фотографии;
– придумать концовку/начало предложенной истории;
– определить жанр и тематику журнала, на обложке которого находится предложенная фотография, аргументировать свое мнение;
– написать статью в школьную/молодежную газету на предложенную тему;
– написать дружеское/полуофициальное письмо на предложенную тему.
В конкурсе умений устной речи предлагается ряд заданий на основе монологической речи. Вопросы носят проблемный и творческий характер, требуют применения умений критического мышления и умений в рамках социокультурной компетенции учащихся.
Олимпиада школьников «Ломоносов» по иностранному языку проводится на английском, немецком и французском языках. Задания, предлагаемые по этим трем языкам, построены с обязательным учетом языковой и социокультурной специфики каждого языка.
Однако олимпиада по английскому языку собирает гораздо большее количество участников, поэтому данные в официальном буклете по олимпиаде рекомендации к подготовке и варианты заданий адресованы в первую очередь им. Школьники, которые изучают немецкий или французский язык, могут, ознакомившись со стратегией подготовки к Олимпиаде, обратиться к указанным в конце раздела п Иностранному языку учебникам и учебным пособиям и воспользоваться сравнительной таблицей справочных сайтов (в ней приведены немецкие и французские аналоги англоязычных ресурсов, упомянутых в тексте).
телефон: +7 (495) 932-88-66
почта: fflas.olymp@gmail.com