Олимпиада школьников «Ломоносов» по основам российской государственности (2023/2024 учебный год)
Олимпиада школьников «Ломоносов» по основам российской государственности (2023/2024 учебный год)
Олимпиада школьников «Ломоносов» по профилю «основы российской государственности» проводится с 2012 года в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 года №Пр-2177 (подпункт «в» пункта 2).
За период своего существования Олимпиада превратилась в знаковое просветительское и интеллектуальное мероприятие, в котором ежегодно принимают участие тысячи талантливых школьников из многих регионов страны.
Цель Олимпиады – поиск и выявление обучающихся, интересующихся зарождением и развитием российской государственности, обладающих аналитическими и творческими способностями, а также создание условий для творческого развития талантливой молодежи.
Задания Олимпиады являются междисциплинарными, требующими углубленных знаний как курса истории России, так и обществознания. Задания составляются методической комиссией в строгом соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (по учебным предметам «история» и «обществознание»).
Первый уровень Олимпиады включает, прежде всего, задания аналитического типа, направленные на выявление способностей школьников к нестандартному мышлению. Большинство заданий требует свободного оперирования историческими фактами, умения сопоставлять и анализировать их, ориентироваться в широком спектре проблем, имеющих отношение к развитию государственных институтов, способности соотносить теоретические представления о предмете с историческими явлениями и процессами. Участник Олимпиады должен показать свое умение извлекать информацию из источника, находить в нем слова-маркеры, соотносить факты, оперировать понятиями. При выполнении ряда заданий необходимо проявить знание исторических эпох, терминологии, установить последовательность событий.
Тематические задания Олимпиады сгруппированы по четырем сферам:
Политическая сфера – эволюция политических институтов; военные кампании; возникновение и развитие сети населенных пунктов; крепости, монастыри и остроги как щит государственности; города-герои, города воинской славы, города трудовой доблести; изменение государственных границ, реформы административно-территориального деления; зарождение и развитие символов российского государства (герб, гимн, флаг, государственные награды); знание выдающихся общественных и государственных деятелей; политические преобразования; политические лозунги и плакаты; развитие прав, свобод и обязанностей граждан.
Социальная сфера – семья как основа государственности; народы России; эволюция социальной структуры российского общества; социальные преобразования; общество на защите государственности; государственная деятельность на защите человека и общества; подвиги во имя Родины.
Экономическая сфера – развитие национальной экономики; складывание общероссийского рынка; зарождение и развитие налоговой системы и системы денежного обращения; денежные реформы; государственная экономическая политика.
Духовная сфера – выдающиеся памятники истории и культуры народов России; роль науки и образования в развитии государственности; достижения ученых и исследователей; документы иностранных путешественников о городах, правителях и обычаях России; размышления государственных и общественных деятелей об исторической судьбе России, о значении духовных ценностей российского общества; преобразования в образование, науке и культуре. Красной линией в Олимпиаде выделяются задания, связанные с вкладом М.В. Ломоносова и Московского университета в развитие российской государственности.
Каждый год методическая комиссия разрабатывает оригинальные задания, поэтому круг охватываемых тем расширяется.
Все содержание заданий Олимпиады можно разделить на следующие группы:
1) задания на интерпретацию и / или систематизацию данных, приводимых в нескольких информационных рядах или таблицах;
2) задания, связанные с изобразительными материалами и картами и / или историческими письменными источниками (атрибуция, датировка, анализ);
3) задания, связанные с анализом высказываний крупных историков по тем или иным значимым событиям и аргументированной точкой зрения на те же события участника олимпиады;
3) задания, связанные с анализом историографической позиции и аргументацией точки зрения участника олимпиады;4) исторические задачи (задания с открытым ответом);
5) развернутый письменный ответ с элементами эссе по предложенной теме.
В заданиях предусмотрены различные варианты формулировки ответов: в виде слова, имени, даты или словосочетания; краткого аргументированного обоснования и / или приведения собственного примера; развернутых мотивированных положений; сочинения с элементами эссе на предложенную тему. Вопросы, предполагающие простой выбор правильного ответа из предложенных вариантов, исключены.
Отдельный блок заданий предлагает ответить на вопросы на основе анализа иллюстративного материала, схем, исторических карт. Вопросы, предполагающие простой выбор правильного ответа из предложенных вариантов, исключены.
Организаторы стремятся формировать интерес и развивать мотивацию к активному изучению истории российской государственности, ее зарождения и развития, создавать на всех этапах проведения Олимпиады творческую образовательную атмосферу, которая помогает школьникам вырабатывать и обосновывать собственное мнение, способствует наиболее полному раскрытию их познавательных и креативных способностей.
Подготовка к олимпиаде школьников «Ломоносов» по профилю «Основы российской государственности» включает в себя изучение материалов школьных учебников по истории России и обществознанию, хрестоматий, исторических карт, методических схем и таблиц, чтения дополнительной литературы, а также заданий прошлых лет, размещенных в свободном доступе на портале олимпиады школьников «Ломоносов».
e-mail: ask@fgp.msu.ru
телефон: 8 (495) 939-45-06