С 2020/2021 учебного года Философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова организует первую в России олимпиаду школьников по религиоведению.
Религиоведение как комплексная академическая дисциплина существует, по меньшей мере, с конца XIX века, когда в своих лекциях в Лондонском Королевском институте Фридрих Макс Мюллер впервые употребил словосочетание «наука о религии». В развитие научного изучения религии внесли большой вклад Э. Тайлор, Э. Дюркгейм, Дж. Фрезер, М. Вебер, У. Джеймс, З. Фрейд, К.Г. Юнг, М. Элиаде, Н. Смарт, Ж. Ваарденбург и многие другие выдающие зарубежные исследователи. В России академическое исследование религии связано с именами В.Г. Богораз-Тана, Н.М. Маторина, М.П. Новикова, М.И. Шахновича, С.А. Токарева, В.И. Гараджи, Д.М. Угриновича, Е.А. Торчинова, К.И.Никонова. Философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова является одним из признанных центров религиоведческого образования в стране.
Религиоведение делает акцент на сравнительном изучении различных религий, исследует вопросы о роли исторических и современных религий в культуре и обществе, социальных и психологических механизмах воспроизводства религиозных представлений и практик, картографирует религиозную повседневность и вычерчивает религиозные ландшафты стран и регионов мира, анализирует соотношение религии и политики, особенности религиозного искусства и многое другое.
В российской системе образования религиоведение представлено, в основном, в высшей школе, однако, с отдельными элементами религиоведческого знания российские школьники знакомятся в рамках курсов «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духнвно-нравственной культуры народов России», «История», «Обществознание», «Мировая художественная культура».
Участники олимпиады получают возможность погрузиться в сложный и увлекательный мир истории и современного состояния религиозных представлений и практик. Поскольку религиоведение представляет собой междисциплинарную область гуманитарного познания, школьник сможет проверить свои силы и продемонстрировать свои знания и эрудицию в области истории, обществознания, философии, социологии, психологии.
Цель олимпиады – выявление талантливых учащихся, заинтересованных в сложных междисциплинарных областях социо-гуманитарного знания, популяризация академических подходов к изучению религии, а также профессиональная ориентация школьников.
Олимпиада «Ломоносов» по религиоведению соответствует направлению подготовки высшего образования 47.03.03 «Религиоведение».